МБДОУ «Детский сад «Солнышко»
Шербакульского муниципального района Омской области .
Конспект НОД
по познавательно – исследовательской деятельности
Тема : « Воздух и его свойства »
для детей подготовительной группы .
Подготовила: Гаврилюк С. Н.
воспитатель 1 категории
подготовительной группы
Р.п. Шербакуль 2021г.
Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности для детей подготовительной группы .
Воспитатель Гаврилюк Светлана Николаевна.
Тема : « Воздух и его свойства » .
Цель : Уточнение представлений детей о свойствах воздуха.
Задачи : Расширить представление детей о свойствах воздуха в процессе экспериментальной деятельности.
Развивать способность делать умозаключение , анализировать.
Активизировать и обогащать словарный запас детей.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение соблюдать правила при экспериментах.
Интеграция ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование : мультимедийное оборудование; два стакана: с водой и без воды, целлофановые мешочки, весы из верёвочки и палочки, воздушныешары, трубочки.
Ход нод :
Перед детьми на столе два стакана : с водой и без воды.
- Ребята, что в этих стаканах?
Дети : в одном – вода, другой – пустой.
- Хотите проверить? ( Проводим опыт с целлофановым мешочком.) Как можно это сделать?
Возьмите пакеты и попробуйте надуть около стаканов, на полу. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами?
Дети : пакеты надулись.( дети испытывают удивление)
- Итак , что вы сказали сначала?
Дети : Что стакан пустой.
- А что оказывается на самом деле?
Дети : В стакане воздух.
- Как вы думаете о чём мы с вами будем сегодня говорить?
Дети : О воздухе.
- Какой воздух ? Вы его видите?
Дети : Нет.
- Какой можно сделать вывод?
Дети : Воздух невидимый.
- Верно, молодцы!
Убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете?
Дети : Ветерок.
- Какой можем сделать вывод?
Дети : Мы чувствуем ветерок – это и есть воздух. Воздух можно почувствовать.
Итак, если мы не можем увидеть воздух, то мы его можем почувствовать!
- Ребята, воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух?
Дети : Когда дует ветер, качает насос.
- Возьмите в руки резиновые игрушки. Вы слышите воздух?
-А теперь попробуйте зажать пальцем отверстие. Что происходит?
Дети : Звук не слышно, игрушка не сжимается, мешает воздух, который находится внутри игрушки.
- Какой можно сделать вывод?
Дети : Воздух можно услышать.
- Ребята, посмотрите я принесла вот такие шарики. Какого они цвета?
- Зелёный и красный
- А как называются эти шарики?
- Дети : Воздушные
- А вы знаете, почему они так называются?
Дети : Потому что внутри шарика есть воздух
- А откуда воздух появился в шариках?
Дети : Он там появился, когда шарик надували.
- Значит в нас тоже есть воздух? Хотите проверить?
Перед каждым из вас на столе стоят стаканы и лежат трубочки. Давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой. И посмотрим, что произойдет с водой.
Дети : Выходят пузырьки.
- Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была.
Дети : Пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
-Если шарик сильно надуть, что с ним будет?
Дети : Лопнет.
- Конечно, он лопнет. Почему?
Дети : Воздух весь не помещается.
-Так что главное не перестараться.
Какой сделаем вывод? Мы с вами открыли секрет воздуха.
Дети : Воздух есть внутри людей и это мы доказали.
- Ребята, как вы думаете имеет ли воздух вес?
Дети : Не знаем
- Хотите проверить?
Дети : Да!
- Я могу вам в этом помочь.
- Делаем весы из верёвочки и палочки, с двух сторон вешаем воздушныеодинаковые шары, весы уравновешены.
Протыкаем один из шаров острой палочкой. Шар с воздухом опустился вниз.
- Почему так происходит?
Дети : Целый шарик тяжелее.
- Какой можно сделать вывод?
Дети : Шар с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха. Значит воздух имеетвес.
Физминутка.
- Ребята, проведём ещё один опыт «Почему гаснет свеча» Возьмём две свечи, поставим на блюдца и подожжём их. Одну из свечей накроем банкой и посмотрим.
- Что произошло?
Дети : Свеча, накрытая банкой, погасла.
- Как вы думаете почему она погасла?
Дети: Потому, что в банке закончился кислород и образовался углекислый газ.
- Какой можно сделать вывод?
Дети : Огонь гаснет без кислорода.
- Правильно, ребята, молодцы!
- В заключении отгадайте загадки
Через нос проходит в грудь и обратный держит путь, он не видимый, но всё же без него мы жить не можем.(Воздух)
Он нам нужен, чтобы дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(Воздух)
Oн невидимый, и все же,
Без него мы жить не можем.
Ни есть, ни пить, ни говорить.
И даже, честно говоря,
Разжечь не сможешь ты огня. (Воздух)
Есть бумага и дрова,
Ветки, хворост и трава,
Спички есть, но без меня
Не разжечь тебе огня.
Кто я? (Воздух.)
Есть невидимка: в дом не просится,
А прежде людей бежит торопится.
(Воздух)
- Ребята, о чём мы с вами сегодня говорили?
Дети : О воздухе.
- Какими свойствами обладает воздух?
Дети : Воздух невидимый, имеет вес.
- Что нового вы узнали о воздухе?
Дети : Воздух можно почувствовать и услышать.
- Какой секрет воздуха мы открыли?
Дети : Воздух есть внутри людей.