Светлана Гаврилюк МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

Дидактические игры детей

Формирование родовых обобщений с использованием игрового пособия

 

1.Актуальность идеи 

 

В обучении дошкольников основное место занимает развитие речи, коммуникации. Эта деятельность тесно связана с формированием личности ребёнка и способствует умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Один из основных элементов в системе образовательной деятельности по развитию речи – формирование словарного запаса дошкольников.

Важной частью словарной работы является усвоение родовых понятий, т.е. понятий, обозначающих группу предметов, объединённых общими признаками (например, овощи, мебель, животные).

В норме эти понятия начинают усваиваться с 3,4 – 4 лет. Для этого необходим не только богатый словарный запас и понимание семантических взаимосвязей между лексическими единицами языка, но и хорошо развитое мышление, процессы классификации и обобщения.

Сформированная на достаточном уровне лексическая система языка (определенный объем словаря, точность понимания и употребления слов, сформированность структуры значения слова) существенно влияет на успешность освоения программы как детского сада, так и школы

Во всех программах воспитания и обучения в детском саду включено требование формировать видовые и родовые обобщения.

Под видовым понятием имеется в виду понятие, узкое по объему, входящее как составная часть в родовое понятие, например, стул, стол, чашка. Эти понятия объединяют один вид предметов.

Под родовым понятием имеется ввиду понятие большего объема, включающее как составные части видовые понятия. Например, родовое понятие «мебель» включает в себя видовые понятия стул, стол, кресло, шкаф.

И видовые, и родовые понятия требуют выделения существенных признаков и обобщения по ним, но характер этих признаков, их количество различны. Так, существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, величина и другие. Например, кресло от стула отличается наличием подлокотников; гольф, чулок, носок отличаются длиной; шарф, косынка, платок – формой. Для родовых понятий существенными могут быть как внешние, так и внутренние, более скрытые признаки или группы их. Например, в основе таких родовых понятий, как «игрушка», «одежда», лежит способ использования различных по внешним признакам предметов; в основе понятий «овощи», «фрукты» лежит несколько признаков: способ использования, место произрастания, выращивание их человеком.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы.  Игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словесных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.

Дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях. Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы).

В процессе формирования видовых и родовых понятий осуществляется введение слов, точно обозначающих виды и группы предметов, благодаря чему обеспечивается точное словоупотребление, точное называние предметов. Это обеспечивает краткость, точность и взаимопонимание в речевом общении.

Всё выше сказанное убеждает нас в актуальности выбранной темы: действительно очень важно в дошкольном возрасте научить детей оперировать обобщающими понятиями: как видовыми, так и родовыми.

 В связи с актуальностью темы передо мной возникла проблема каким образом дидактическая игра способствует формированию обобщающих понятий у дошкольников.  Возникновение проблемы побудило меня к разработки дидактических игр по формированию родовых понятий у детей и использованию их в работе.

 

1. Цель идеи:

Цель:

 Выявить возможности дидактических игр в формировании родовых обобщений у детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Формировать умение видеть внешние и внутренние особенности предметов;
2. Выделять существенные признаки, объединяющие предметы в род;
3. Вводить слова, обозначающие родовые понятия
4. Уметь группировать предметы по родам;
5. Уметь классифицировать предметы внутри родовых обобщений;

2. Теоретическое обоснования.

Проблема формирования обобщений — одна из центральных в детской психологии. Изучению данной проблемы посвящены работы ряда психологов: П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, АН. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. Теория П. Я. Гальперина о поэтапном формировании родовых понятий, о различных типах ориентировок, обна­руживших кратчайшие пути к усвоению важнейших знаний, — это лишь один из аспектов ее решения. Проблема формирования родовых обобщений в дошкольном возрасте решается исследователями различно. Некоторые психологи раскрыли возможность формирования у дошкольников понятий (Р. Г. Натадзе, Л.Ф.Обухова и др.). Они отметили и трудности, сопровождающие этот процесс: изыскание специальных условий, особых приемов и методов образования понятий, организация дифференцированного обучения детей, стоящих на разных уровнях овладения понятиями, трудности в использовании усвоенных детьми понятий для анализа новых объектов, т.е. осуществление операции включения.  А. В. Запорожец обращал внимание на важность изучения тех особенностей наглядно-образного мышления, которые позволяют ребенку правильно обобщать наблюдаемые явления. «Такого рода детские обобщения — это еще не научные понятия. Существенное в содержании этих детских обобщений еще полностью не кристаллизовалось, не получило четкого словесного определения, еще не за­фиксировано в соответствующих логических или математических формулах. Общее здесь еще не отделено от чувственного, наглядного».

 Л.П. Федоренко, исследуя проблему формирования родовых обобщающих понятий у дошкольников, выделяет четыре степени обобщения.

Нулевая степень обобщения присуща детям раннего возраста. Для них каждое слово обозначает только один предмет, тот, который чаще всего видит ребенок. Например, на вопрос «Где часы?» ребенок показывает часы, которые висят в его комнате на стене и не замечает будильника на столе, не связывает слово «часы» с наручными часами. По мере расширения личного опыта ребенка, ознакомления его с разнообразными предметами происходит отделение слова от конкретной ситуации.

Первая степень обобщения характерна для детей младшего дошкольного возраста. Дети могут называть одним словом группу однородных предметов, при этом выделяя отличительные признаки каждого из предметов. Например, чашка есть большая и маленькая, бывает красная или белая, есть мамина чашка с цветочками и др. Постепенно дети учатся выделять и общие признаки у группы предметов и объединять предметы в группы.

Вторая степень обобщения начинает формироваться у детей с 4 лет. Дети учатся обобщать предметы быта, с которыми сталкиваются каждый день и о признаках которых у них накоплено достаточно знаний. Это такие группы, как мебель, посуда, одежда, игрушки. Однако не всегда в качестве обобщающих признаков дети выделяют существенные. Так, например, дошкольники говорят, что мебель – это все, что стоит в комнате.

Третьей степенью обобщения дети начинают овладевать к 5-6 годам. У дошкольников развивается умение сравнивать группы предметов между собой, сопоставлять понятия, выделять общие и существенные признаки. Дети могут объединять видовые понятия в родовые. Например, рыбы, птицы, звери, насекомые – это животные. Овладевают умением классификации групп предметов на подгруппы по разным признакам.

К концу старшего дошкольного возраста начинает проявляться четвертая степень обобщения, которая формируется в школьном возрасте. Дети понимают и правильно употребляют в речи абстрактные понятия (слово, звук, число, множество).

Таким образом, формирование обобщающих понятий в речи детей проходит постепенно и нуждается в целенаправленном руководстве со стороны взрослого.

Из опыта работы

Приступив к работе, я изучила литературу Бородич А.М. «Методика развития речи детей», Сохин Ф. А. «Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду»

проанализировала информацию в сети интернет, проработала литературные источники. Анализ литературных источников показал, Если систематически использовать дидактические игры, то можно повысить уровень сформированности  родовых обобщающих понятий у дошкольников

 Дети с удовольствием играют в дидактические игры, разработанные мной.

В ходе проведения образовательной деятельности в форме игры я отметила, что все дети включаются в игру, исчезает пассивность в поведении. У детей развивается воображение, пополняется и активизируется словарный запас.

Моя работа направлена на развитие у дошкольников:

1. Познавательного интереса умение видеть внешние и внутренние особенности предметов;

2. Выделять существенные признаки, объединяющие предметы в род;
3 Уметь группировать предметы по родам;

4. Внимания, воображения, речи

5.  Развитию умения классифицировать предметы внутри родовых обобщений;

Литература:

1.Бородич А.М. «Методика развития речи детей».

2. Сохин Ф. А. «Психолого-педагогические условия развития речи дошкольников в детском саду».

3.Сохин Ф.А. «Развитие речи детей дошк

26 ноября 2017 в 19:46

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.